«Вряд ли поеду в российский клуб в данный момент». Говор – о жизни и футболе в США
Экс-футболистка «Чертаново» и молодежной сборной России Анастасия Говор сейчас учится и живет в США, выступая за студенческий клуб «Талса». В эксклюзивном интервью Vprognoze.ru футболистка рассказала об отношении к русским в Америке после 24 февраля, разнице в зарплатах между мужчинами и женщинами и о том, собирается ли она возвращаться в Россию.
— Как попали в американский ВУЗ?
— Я поступила по спортивной квоте, у меня полная стипендия. Это значит, что университет оплачивает мне питание, проживание, экипировку, учебники и само образование, при этом мне еще доплачивают на продукты и дополнительные расходы. Я плачу только за перелеты и отдельные развлечения.
— На кого учитесь?
— Учусь на финансиста - это основная специальность. Плюс дополнительно у меня маркетинг, но, думаю, поменять его на бизнес-аналитику.
— Американская стипендия соответствует тому, что вы зарабатывали в России?
— Мне кажется, зарплата и стипендия - разные вещи. Их нельзя сравнивать. В Америке дорогое обучение, более высокие цены и более высокие зарплаты.
— Когда решили, что хотите получить образование именно в США?
— В десятом классе. Мне Алина Мягкова, которая также училась в США, посоветовала агентство, с которым она работала. Агентство базируется в Лондоне и помогает спортсменам-футболистам со всего мира поступать в американские университеты. Я заключила с ними договор, мне рассказали, какие нужно собрать документы и какие нужно сдать экзамены. Забрали мое резюме и начали отправлять его по университетам.
На каком-то этапе появился вариант с университетом города Талса, связалась с ними, пообщалась с тренером. Он рассказал мне об условиях, которые будут в университете. Поговорили про футбол и другие моменты. Я поняла, что мне нравится их предложение. Но уехала туда я только через год, потому что были проблемы с визой. В России посольства были закрыты, был разгар коронавируса. Только через год слетала в Казахстан, получила визу и уехала в США.
— Сильно отличаются тренировки в России и США?— Мне сложно говорить про США в целом, все-таки профессиональные клубы здесь сильно отличаются от колледжей и университетов.
В моей команде очень мало внимания уделяется тактике, больше внимания на физическую подготовку. Мы очень много занимаемся в тренажерном зале, работаем с большими весами. В тренировочном процессе нет такого, что мы бегаем без мяча. Полтора часа – это работа с мячом, нет даже упражнений на координацию.
В России я играла за «Чертаново», у нас много внимания уделялось тактике: расположение на поле, где ты должен находиться в разных игровых ситуациях. А здесь тебе дают мяч, и ты играешь. И, чаще всего, девочки играют очень хаотично. Именно этому мне было трудно привыкнуть.
— А взаимоотношения внутри команды? Сильные различия между Россией и США?
— Да, сильные. Американцы никогда тебе не скажут правду: тренер не будет ругаться, если ты что-то плохо делаешь на поле. Если тебя не выпускают на поле, и ты подойдешь и спросишь почему так произошло, он никогда не скажет точную причину.
В России принято, если кто-то плохо играет, «напихать» ему, чтобы человек разозлился. Здесь такого нет. Если ты что-то плохо сделаешь, к тебе подойдут и скажут: «ничего страшного». Все время поддерживают, говорят: «хорошая работа сегодня». Не могу сказать, правильно это или нет. По себе знаю, что такой подход мне не очень нравится, иногда необходимо, чтобы накричали.
— Правда, что в США и России даже понятие дружба очень сильно отличается?
— Для американцев дружба – это больше нарабатывание полезных связей, которые будут нужны в будущем. Они дружат не для того, чтобы рядом был близкий человек, с которым ты можешь чем-то поделиться. Для это что-то, чем ты можешь воспользоваться в будущем. Но я бы не сказала, что так делают все американцы. Есть люди, которые умеют дружить, как мы в России. Это больше зависит от человека. Но сам менталитет в Америке больше направлен на то, что дружба – это то, что тебе поможет в будущем в плане карьерного роста, бизнеса и так далее.
— Кстати, про «Чертаново». Застали в клубе Николая Ларина и что думаете по поводу его дела?
— Да, я застала Николая Юрьевича, когда училась еще в Чертановской общеобразовательной школе, а он был ее директором. Ларин был больше связан с мужским футболом. Я знала, что он есть и кто он, но с нами он особо не общался. Мог приходить на тренировки иногда.
А во всю эту историю я сильно не вникала. Больше концентрировалась на футболе, тренировочном процессе, поэтому ничего не могу сказать про всю эту ситуацию.
— Где больше развит женский футбол?
— В Америке вообще очень хорошо развит женский футбол. Я бы даже сказала, что у них европейский футбол считается больше женским видом спорта, чем мужским. Очень много девочек играют в футбол, что для меня было огромным удивлением. В Сиэтле я провела практически все лето и пару раз ходила потренироваться на обычное поле начальной общеобразовательной школы. Прихожу и вижу, что тренируется команда девочек лет 8-10. У них пять тренеров, несколько сеток мячей, экипировка. И тренируются они не с мальчиками, а отдельно. Видеть команду из 20 девочек, которые тренируются на поле начальной школы, для меня было очень необычно. Любовь к футболу у них прививается с детства. Очень много девочек идут в женский футбол и говорят, что сделали этот выбор, потому что их мама тоже играла в женский футбол. И мы видим результат. Видим, каких успехов добилась женская сборная США. Мне это нравится. Хотелось бы, чтобы так было и в России.
— А если брать финансовые условия? Где больше зарабатывают футболистки – в России или США?
— Финансовые условия лучше в США, но в Америке и средний уровень зарплат выше, как и цены на продукты. В США недавно сделали так, что женская сборная зарабатывает столько же, сколько и мужская. Это справедливо, если посмотреть на то, сколько наград они завоевали.
— Если говорить зарплатах мужчин и женщин, насколько велика разница?
— Не знаю точно, насколько велика разница в США или в Европе, но в России могу точно сказать, что разница просто колоссальная. Все мы знаем, сколько примерно получают футболисты в мужских командах. В женских командах, по сравнению с этими цифрами, очень маленькие суммы.
— Ну хотя бы примерно. Миллион евро в год может зарабатывать футболистка в России?
— В России очень высокий разброс по зарплатам, потому что много молодых игроков. Точно не могу сказать, но, думаю, что есть зарплаты в 500 тысяч. Все зависит от опыта игрока и клуба, в котором он играет.
— Не обидно, что такая колоссальная разница в зарплатах?
— Конечно обидно. Всегда хочется зарабатывать больше. Не только в футболе, но и в обычной жизни. И очень хочется, чтобы твой заработок был таким, чтобы тебе не пришлось искать какие-то дополнительные источники дохода, чтобы позволить себе обычную жизнь. А чтобы можно было нормально зарабатывать футболом.
— Как родители относились в детстве к увлечению футболом?
— Папа хотел, чтобы родился мальчик, но родилась я. Поэтому ему пришлось играть в мяч и смотреть футбол со мной. Со временем это переросло в любовь к футболу. Но скептическое отношение было, это да. Когда я подросла и узнала про женский футбол, отдавать в профессиональную школу меня не хотели. Но я их уговорила.
Наверное, думали, что я быстро брошу. А потом поняли, что мне это правда нравится, что у меня получается, и успокоились.
— А вообще часто приходилось слышать, что футбол не женское дело?
— Лично я никогда с таким не сталкивалась, чтобы мне сказали, что я девочка и мне надо не в футбол играть, а идти готовить и стирать. Но слышала про такие случаи. Их, к сожалению, немало. Но в моей жизни в этом смысле все позитивно. Приходишь на поле поиграть и все мальчишки реагируют на тебя с удивлением и восторгом. Вау, девчонка играет в футбол, круто!
— После 24 февраля что-то изменилось в вашей жизни в США? Говорили, что отношение к русским резко поменялось.
— Я не ощутила на себе никакой русофобии. Наоборот, американцы пытались узнать мою точку зрения о произошедшем, спрашивали, что я об этом думаю. Все поддерживали, спрашивали, как дела у моей семьи, предлагали помощь и переживали. В университете предлагали пропустить какие-то классы, если мне нужно отдохнуть морально, предлагали психолога.
Люди пытаются разобраться во всем. Особенно когда всё только началось, был большой ажиотаж. Сейчас только близкие друзья могут что-то спросить. Ко мне хорошо относятся. Нет такого, чтобы гнобили из-за того, что я русская.
— Алина Мягкова в интервью говорила, что в скандинавских странах есть негласное распоряжение не брать в клубы российских игроков.
— Я ни разу не слышала о таком. Если это правда, то обидно, потому что многие девочки хотели бы попробовать свои силы в Европе. В США такого нет. В американские университеты поступают русские ребята. У меня есть знакомые футболисты, которые приехали в США.
— После начала событий в Украине, вас не призывали вернуться в Россию?
— Нет.
— Как относитесь к отстранению российского спорта от международных турниров? Некоторые считают, что это может помочь развитию футбола в России.
— Я всегда считала, что спорт вне политики, и политика никогда не должна влиять на спорт, но реальность оказалась совершенно другой. Считаю, это неправильно, это отрицательно влияет на развитие футбола в России. Чтобы расти и прогрессировать, нужно соревноваться на международной арене с лучшими игроками, лучшими командами. Нет ничего хорошего в том, что ты постоянно варишься в своем соку, играешь с одними и теми же.
— Если вам поступит предложение от российского клуба, рассмотрите его?
— У меня контракт с университетом на один год. В конце каждого учебного года его продлевают. Там прописаны условия стипендии. Если мне поступит предложение от российского клуба, я вряд ли поеду в данный момент. У меня цель – доучиться в США, получить степень, образование и только после этого думать на счет своей дальнейшей карьеры.
— Какой бы вы дали совет тем спортсменам, которые хотят переехать в США?
— Первый совет я бы дала не спортсменам, а всем людям, которые переезжают в США. Меньше верьте той картинке, которую мы видим по телевизору в американских сериалах или фильмах. Когда я ехала в США, я думала: «Вау, там так классно, там все время тусовки, интересная жизнь». А приехала я в маленький городок, и тут совсем все не так. Реальность сильно отличается от той, что мы видим по телевизору.
Спортсменам посоветую быть готовым к сильной психологической нагрузке. Совмещать учебу и спорт очень сложно. Здесь очень большие нагрузки в тренажерном зале и на поле. Еще надо быть готовым к тому, что придется много работать. Рекомендую не бояться попросить психологическую помощь. Очень много в последнее время случаев самоубийств среди спортсменов в США, потому что люди не справляются с той психологической нагрузкой, которая падает на них в университетах.
— Вы планируете свою дальнейшую жизнь и карьеру в США?
— Пока что я хочу вернуться в Россию и продолжить жить там. Это мой дом, где живут все мои родные и друзья там, и мне очень хочется вернуться. Да и стиль жизни, менталитет людей дома как-то привычнее и больше мне подходит.